. |
|
7 ошибок при обучении аудированию и как их избежатьУмение воспринимать на слух иностранную речь – одно из ключевых в овладении любым языком. Научить аудированию достаточно сложно, ведь процесс требует от преподавателя отличного знания методики, широкого выбора материалов и готовности постоянно совершенствоваться. При этом даже лучшие из учителей допускают ошибки – зачастую потому, что не догадываются, что та или иная стратегия может оказаться непродуктивной или вредной. Основных промахов, которые могут существенно замедлить развитие навыков аудирования у учеников, всего семь, и избежать их не слишком сложно. 1. Отсутствие подготовительных заданий Предтекстовый этап – подготовка группы к слушанию, которая предопределяет все дальнейшее восприятие аудиоматериала. Упражнений для этого можно придумать много: ознакомить класс с новой лексикой или грамматическими структурами, которые встретятся в записи, озвучить общую тему трека и попросить поделиться тем, что ученики знают по этому вопросу, дать возможность предугадать, что именно им предстоит услышать. 2. Чрезмерное доверие технике Провести аудирование без современных звуковоспроизводящих устройств невозможно – вам обязательно понадобится какой-то проигрыватель, будь то магнитофон, музыкальный центр или компьютер, а также носитель – флеш-карта или диск. Что бы вы ни использовали, и проигрыватель, и носитель нужно проверить заранее, чтобы избежать заминок, тратящих время урока впустую, или неприятных сюрпризов, когда оказывается, что устройство не может воспроизвести ваш трек, и слушание приходится отменять. 3. Однократное воспроизведение записи Даже ученикам продвинутого уровня будет мало лишь единожды прослушать текст, чтобы полноценно его понять и качественно выполнить задания. Повторные воспроизведения увеличивают шансы на то, что слушатели лучше запомнят не только идеи, высказанные в записи, но и новую лексику. Варьируйте количество и длину звучащих отрезков в зависимости от уровня группы и от того, какие задания вы запланировали: так, если ученикам предстоит дать точные ответы на вопросы, запись можно повторить и трижды, причем включить повторное воспроизведение лишь отдельных участков. Если же потребуется только обозначить общий смысл аудиотекста – достаточно будет и двух раз. В любом случае, у вашего класса должна быть возможность услышать текст как минимум дважды до того, как начать с ним активно работать. 4. Отсутствие связи аудирования с другими речевыми навыками Всегда нужно планировать аудирование так, чтобы учащиеся могли задействовать и использовать другие навыки – говорение, письмо, чтение. Сделать это можно, например, попросив записать краткое содержание трека или высказать собственное мнение о затронутой проблеме. На начальных уровнях после нескольких прослушиваний сложного текста возможно использование визуальной опоры в виде текстовой записи аудиоматериала. Наконец, всегда разумно отдельно остановиться на грамматических или лексических явлениях, знакомых или новых, которые встретились в аудировании. 5. Однообразие материала для аудирования Сегодня достаточно легко подобрать для занятий разнообразные записи: в виде монологов или диалогов, интервью, рекламных объявлений, официальных выступлений, песен, а также начитанные разными голосами: мужчинами и женщинами разного возраста, образования, перевод носителями языка и теми, для кого он не является родным. Чем больше вариантов услышат ваши ученики, тем проще в дальнейшем им будет воспринимать на слух иностранную речь в реальной жизни. Привычка слушать однотипные записи, начитанные одним и тем же диктором, или, еще того хуже, только речь преподавателя, приводит к замедлению развития навыков аудирования и создает серьезные проблемы, когда ученики не могут понять речь другого человека. 6. Однотипные формы аудирования Помимо разнообразия качества записи важно и то, какую именно форму принимает слушание на уроке. Между тем, выбор крайне широк: это и диктант (как с использованием записи, так и начитанный самим преподавателем), и восприятие «живой» речи носителя языка, и слушание коллег по группе, и интерактивные формы аудирования. Словом, чем больше разных ситуаций, когда учащимся приходится воспринимать иностранную речь на слух, вы создадите, тем лучше у них будут развиты навыки слушания, и тем скорее вы добьетесь прогресса. 7. Отсутствие связи с реальной жизнью и опытом Любое задание, которое учащийся получает на уроке иностранного языка, нужно связывать с его личным опытом и реальной жизнью. Например, прослушав чье-то мнение по актуальному вопросу, ученик должен иметь возможность высказать собственный взгляд на проблему, согласиться либо не согласиться с говорящим, рассказать историю из своей биографии, связанную с этой темой. Следовательно, и подбирать материал для аудирования нужно так, чтобы вашим ученикам было, что сказать по затронутому вопросу, и чтобы проблемы были действительно актуальными. Исправить ошибки в обучении аудированию не поздно на любом этапе, ведь лучше дать ученикам шанс на развитие, чем лишить их способности в дальнейшем адекватно воспринимать на слух изучаемый язык, а значит – и возможности использовать его в качестве инструмента полноценного общения. Статья подготовлена проектом - бюро переводов "Какаду" |
. |
2002-2013 © Одесский музей западного и восточного искусства |