.

Одесский музей западного и восточного искусства  
Odessa Museum of Western and Eastern Art
  

     





        
Музейные тайны



    МУЗЕЙНЫЕ ТАЙНЫ

    Передача под таким названим памятна многим одеситам. Несколько лет назад телеканал "Глас" предложил музею создать цикл, соединить занимательность с научным подходом. Мы приоткрыли перед зрителем тайны научного поиска, связанного с историей изучения произведений из нашей коллекции, то есть атрибуции произведений. Было решено, что рассказ зрители услышат непосредственно от того научного сотрудника, который осуществил атрибуцию. Поскольку передача выходила в Украине, часть текста звучит на украинском языке. По отзывам ряда одесситов, это придало нашей передаче свою изюминку.
    Теплые отзывы о "Музейных тайнах" мы получали из Закарпатья, России, Израиля (там нас смотрели через спутник). Благотворительный фонд "Україна-3000" отметил нашу передачу премией, положительные отзывы получал и телеканал. Всего было снято 28 сюжетов, затем эстафету приняли коллеги из других музеев.
    Пересматривая сегодня свои "Музейные тайны", мы, конечно, могли бы что-то добавить, а иногда и изменить - ведь изучение продолжалось. К примеру, нашлись совершенно новые сведения о братьях Рокко (сюжет "Тайна братьев Рокко"). Может быть, когда-нибудь мы выпустим продолжение - например, "По следам "Музейных тайн". Сейчас же сюжеты, выложенные на сайте, позволят вам расширить знания о коллекции Одесского музея западного и восточного искусства.


   
«Загадки Караваджо»

  Этот сюжет снимался в 2008 году. Снимался, когда никто и предположить не мог, какая трагедия ждет Одесский музей западного и восточного искусства - похищение картины Караваджо "Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды". Похищение варварское, бесчеловечное и, не побоимся сказать, невежественное. Ныне эти два траурных года, когда Одесса жила без Караваджо, уже позади. Картина обнаружена, возвращена в Украину и находится в Национальном реставрационном центре, которому поручена реставрация полотна, с нечеловеческой жестокостью вырезанного грабителями из рамы. После реставрации оно вернется в музей. В свой музей, под своды которого приглашает вас эта передача.

   


   
«Тайна графской семьи»

   У портретов в музейной коллекции всегда особая судьба. Ведь за каждым из них стоит живой человек, чей облик сохранен кистью художника. А если имя утрачено, если вы читаете на музейной этикетке: "Портрет неизвестного", "Портрет неизвестной" - тогда картина существует как бы окутанной ореолом тайны. Так десятилетиями существовал в нашей коллекции прекрасный женский портрет, написанный выдающимся итальянским художником Х1Х века Доменико Морелли. О поразительной судьбе героини этой картины рассказывает исследователь Галина Терещенко, написавшая книгу о знакомом всем одесситам здании нашего Дома ученых, бывшего дворца семьи Толстых, и о судьбах нескольких поколений его обитателей.

   



   
«Судьба и приключения одесских Хальсов»

  У каждого музея есть своя визитная карточка - самое известное произведение коллекции. Для Одесского музея западного и восточного искусства - это картины кисти Франса Хальса "Святой Лука" и "Святой Матфей". К сожалению, многим "Святой Лука" известен только благодаря фильму "Возвращение Святого Луки", в основу которого легла история похищения картины с выставки в ГМИИ им.А.С.Пушкина в Москве. Однако подлинная история этих картин гораздо интереснее детективной, ведь открытие имени создателя одесских евангелистов стало настоящей сенсацией. Об этом рассказывает искусствовед Татьяна Балановская.

   


   
3 картины, 3 портрета, 3 человека

  Богатство музейной коллекции - это количество картин автора, которые есть в музее. 3 картины, 3 портрета, 3 человека. У них разные истории, разные судьбы, но объединяет их автор - австрийский художник Й. О. Лампи Старший. О поисках и находках в работе над этими картинами рассказывает искусствовед Ирина Глебова.

   


   
«Eссе Hомо – это Человек»

  В зале Одесского музея Западного и Восточного искусства встретились 2 картины великих итальянских мастеров: М. Караваджо и Бернардо Строцци. «Ни одна картина, как бы прекрасно она не была написана, ничего не будет стоить, если от первого до последнего штриха мастер не вдохновлялся натурой, т.е. природой» — говорит М.М. да Караваджо. Нескольким итальянским художникам было поручено написать картину на Евангельскую тему. Что из этого получилось? Смотрите в передаче «Музейные тайны».

   


   
Фотографии 17-го Века

  Только штрихи, линии и белый лист бумаги - это арсенал гравёра. Три гравюры 17-ого века знаменитого художника Эл. Эделинка - небольшая часть уникальной коллекции гравюр хранящихся в Одесском музее западного и восточного искусства. Искусствовед Владимир Островский рассказывает о своём "прочтении" этих гравюр. Три гравюры. Три портрета. Три разных судьбы и всё это только штрихом и линией.

   


   
Истинно английское искусство

  Посетители музея их никогда не видели. Они боятся жары, холода, света — речь идет об английских гравюрах 17-19 ого веков. 85-ть листов хранятся в запасниках Одесского музея западного и восточного искусства. Расшифровать, перевести все надписи, определить сюжет и самое главное установить имя автора. В передаче искусствовед Ирина Глебова рассказывает о путях и сложностях поиска истины и достоверности в работе над этими чисто английскими гравюрами.

   


   
От Севильи до Одессы или Из Севильи в Одессу. часть 1

  В одесском музее западного и восточного искусства хранится три картины испанской школы живописи. Долгие годы картина «Явление Мадонне Святого Августина» приписывалась севильскому художнику Э. Мурильо. Искусствовед Андре Рольдан, а позже Ирина Тимохове по деталям одежды, изображенного на картинке монаха была написана Маркесом де Валаско, художником подражавшим манере Мурильо.

   


   
Ожидания и неожиданности

  Когда в музей попадает картина, то задача искусствоведа узнать о ней всё. А если эта картина попадает в каталог, то информация о ней должна быть полноценной и достоверной. В новом выпуске передачи речь пойдет о подлинности подписей авторов на картинах, которые представляются зрителям и слушателям. Именно слушателям, потому как съёмка передачи проходила в лектории музея. Искусствовед Л. Сауленко рассказывает о работе Гелльгреве, Є. Войнеску и др.

   


   
Самое Близкое к Вечности

  «Талант пробьется сам, но мы не знаем имена тех, кто так и не пробился» — говорит искусствовед Людмила Сауленко. Современные художники, как складывается их судьба после выставки? Ведь выставка – единственная форма общения автора полотна с посетителями. Картины висят в тех залах, где экспонируются полотна, которые выдержали проверку временем. О судьбе художников и их работах рассказывает искусствовед Ирина Тимохова.

   


   
Символичная половина мира. часть 1

  Символ, знак, обозначающий совсем не то, что изображают. Каждый житель Нидерландов зная, что собачка – это символ семейного счастья. Рыба, изображенная в ночное время обозначает любовь, но любовь скрытую, таинственную. На Востоке совсем другой подход к символам, знакам. Об этом рассказывают в передаче Елена Шелестова и Людмила Сауленко.

   


   
Символичная половина мира. часть 2

  В живописи и в графике многие предметы и детали обозначают не то, что они изображают. О секретах многих деталей рассказывают Людмила Сауленко и Елена Букатар. Например, цветок лилия – это символ чистоты и верности, или полумаска на лице – это символ любви таинственной, или – птичка в клетке – впрочем, смотрите передачу «Музейные тайны».

   


   
Сногсшибательная история маленькой плакетки

  Маленькая, скромная плакетка итальянского мастера Франческо Груе за свой длинный возраст побывала почти во всех странах Европы. Дата ее рождения 16 -17 век. А в середине 20-го века она поселилась в Одесском музее западного и восточного искусства. Искусствовед Людмила Сауленко изучает дату рождения этой плакетки. Разве имеет значение в каком веке создана эта вещь для рядового посетителя? Может и так — но это никак не устраивает ученых музея… О настойчивости и поиске идёт речь в новом выпуске программы «Музейные тайны»

   


   
Тайна Маршальского Жезла

  В зале французского искусства – новоселье. После реставрации вновь вернулись некоторые экспонаты. Но «героем» сегодняшней передачи будет портрет, который «живет» здесь давно. «Портрет Неизвестного» — автор не известен. Картина принадлежит музею с 1948 года. Кто это человек, что за время, в котором он жил, почему так странно лежит шлем, почему у него в руках маршальский жезл? На все эти вопросы ищет ответы искусствовед Владимир Островский.

   


   
Тайны Братьев Рокко. Часть 1.

  Итальянцы в России – знакомо? А итальянцы в Одессе? Историк из Торонто (Канада), профессор Анна Маколкин рассказывает о поисках, которые она ведет уже много лет. Братья Рокко – Джакомо, Пьетро и Карло сыновья знаменитого банкира, который жил и работал в Одессе.

   


   
Тайна Братьев Рокко. часть 2

  Истина не имеет границ, национальностей и временного ценза. К истине можно идти с разных сторон. Задача передачи показать, как влияет итальянская культура, музыка и архитектура на культурную жизнь Одессы в 19 веке и в последующем времени. Историк из Торонто (Канада), профессор Анна Маколкин рассказывает о поисках, которые она ведет уже много лет.

   


   
«Вабисаби — Простота Красоты»

  Почему в банке концерна «Митсубиси», как большая драгоценность, хранится простая ваза, сделанная из обожженной глины? Японцы считают, что чем проще, чем ближе к природе выглядит вещь - тем она красивее и ценее. О японской керамике рассказывает искусствовед-«японист» Елена Шелестова. В передачи звучат танки японского поэта Исикава Такубрку.

   



   
«Глаза видят — Руки делают»

  Сколько креатива, сколько способности к творчеству скрывается в душе каждого человека! Лишь искусство способно раскрыть этот потенциал, в первую очередь -потенциал ребенка. Каждого ребенка, уверены в музее!

   



   
«Портрет неизвестного»

  Каждый человек, входящий в зал голландской живописи XVII века не может не заметить мужской портрет, на котором изображен уверенный в себе голландец, спокойно и проницательно смотрящий прямо на зрителя. Эта картина поступила в музей в 1949 году из Москвы. В документах, которые ее сопровождали, были указаны многие важные сведения, но не было сказано главного - кто является ее автором. Спустя сорок лет эта тайна будет разгадана. Об истории этого открытия рассказывает искусствовед Татьяна Балановская.

   



   
«В ожидании истины»

  Эта бронзовая скульптура находилась в музее более 50-ти лет и за это время ни у кого не вызывало сомнение, кем и когда она создана и кого изображает. Но вдруг неожиданная находка заставила задуматься над всеми этими вопросами. О том, как Геракл превратился в Плутона, и какая работа предшествует смене этикетажа рассказывают искусствоведы музея Татьяна Балановская и Людмила Сауленко.

   



           
.



Интернет реклама УБС
Рейтинг@Mail.ru