Интернет реклама УБС
.

Одесский музей западного и восточного искусства  
Odessa Museum of Western and Eastern Art
  

     
        

Мысли о Ренессансе





Одной из разновидностей движения культуры будет западноевропейская (римско-католическая). Такой тип развития, основным принципом которого является обращение к своим собственным полу-утерянным основам с целью компенсации потерь и улучшения качества культуры. Только на этом пути становится необходимым и возможным тот феномен, который мы называем Ренессансом. Достаточно убедительных типологических аналогий мы ему в других регионах не найдем. Сегодня существует неоклассика (http://transhomation.com/2012-09-08-19-38-46/3008-zatishna-nepro-klasika-2-proekti-kvartir-u-spoluchenni-tradicijnix-i-suchasnix-elementiv), но это лишь отголоски былого величия.

Очень частые конкретно-исторические аналогии, призванные доказать типологические схождения восточных ренессансов с западным, не являются ни корректными (так как не задан нейтральный язык описания), ни типологическими (так как упор делается на сходстве, а различия репрезентируются как малозначимые).

Поэтому, если увидеть закономерность и необходимость Ренессанса для развития европейского региона в его компенсирующе-восстановительных функциях (компенсирующих недостачу и восстанавливающих необходимый фонд культурных традиций), то нельзя ли истолковать его не только как неповторимо уникальный, но и по-своему типичный феномен европейской истории, которая обретает свою специфику с такого переворотного явления, как «эллинское чудо», и в дальнейшем движется через посредство революций и масштабных культурных синтезов – достаточно взглянуть на такую «безделушку», как камея Гонзага: http://www.vako.com.ua/tsikavi-fakty/2601-lehendyi-y-myfyi-unykalnoj-kamey-honzaha.html.

Если европейский Ренессанс компенсировал недополученное в свое время и необратимо обновил характер местного развития, то китайский Ренессанс, к примеру, это пьеса без ренессансного сюжета. Или каждый династийный цикл китайской истории после Конфуция и Лао Цзы — это очередной ренессанс, что бессмысленно, или же он обессмысливается в ином отношении — отсутствием духовной необходимости.

История Китая да и учет развития других стран и регионов показывают, что Возрождение там или не нужно, или невозможно, что является разными поворотами одной и той же тезы: незакономерность Возрождения вне европейского, а еще точнее — римско-католического культурного ареала.



           
.

2002-2013 © Одесский музей западного и восточного искусства
Рейтинг@Mail.ru